Несколько простых правил юзабилити сайта

Человеческая психика плохо переносит неопределённость. Нам хочется отыскать ответы на все интересующие нас вопросы как можно быстрей. Это самое свойство характеризует всех пользователей, блуждающих в поисках каких-либо данных по просторам всемирной паутины. Только в отличие от обычной жизни, в Интернет скорости восприятия информации выше в разы. Исследования показывают, что решение о полезности или бесполезности сайта для себя человек принимает не более чем за (!) 9 секунд. Очевидно, что в такой обстановке web-дизайнеру приходится очень и очень постараться, чтобы привлечь внимание пользователей.

Десятилетие назад web-разработка была уделом избранных. В настоящий момент, учитывая простоту и удобство современных cms систем, научиться делать сайты может практически каждый. Однако не каждый дизайнер-новичек, даже имея художественный вкус, без опыта сможет справиться с юзабилити сайта.

Приведем несколько простых рекомендаций для создания «правильного» сайта с точки зрения юзабилити.

Во-первых, при создании сайта надо учесть правило двух секунд: оно заключается в том, что если человек будет ждать какой-либо реакции системы дольше, то, вероятно, занервничает и покинет ресурс. Ничто так не утомляет пользователей, как долго загружаемые web-страницы из-за обилия flash-анимации и неоптимизированной графики.

Во-вторых, важно применять широко известное правило трёх кликов. Оно означает, что с любого места на сайте пользователь должен добраться до искомой информации всего в три клика. Конечно, кликов может быть и больше, если человек будет ясно понимать, где и зачем он находится. Рекомендуется избегать глубоких вложений и оснащать сайт удобными системами навигации (меню, карта сайта, хлебные крошки и т.д.).

Отметим, что логичность и понятность – это то, что должно быть взято за основу любого сайта. Однако порой, попадая на некоторые web-ресурсы, просто диву даёшься: возникает ощущение, что создатель сайта специально пытался запутать людей или что-то от них скрыть. Мелкий, неразборчивый шрифт текстов, обилие отвлекающих рекламных баннеров, ссылки, которые нужно ещё поискать, потому сто они не выглядят как ссылки и т.д. – всё это сказывается на восприятии негативно.

Напоследок вспомним правило первого экрана: пользователи обращают внимание, прежде всего, на верхнюю часть сайта, потому что попросту не утруждают себя прокручиванием страницы вниз, даже если там находится что-то важное. Поэтому наиболее значимую информацию старайтесь поместить вверху страницы. Нюансов юзабилити гораздо больше, чем описано здесь. Делать сайты, может быть, и легко, но вот для разработки выполняющего свои цели и эффективно работающего сайта требуются опыт и знания. На самом деле, создание сайтов в Ижевске, Магнитогорске, Москве и где угодно требует соблюдения примерно одних и тех же правил юзабилити, ведь все люди психологически схожи.